Ошибки в воспитании ребенка. Как их избежать?

(8 этапов психического развития личности Э. Эриксона.)

   Любые мама и папа хотят избежать ошибок в воспитании ребенка. В этом им может помочь возрастная психология.

   Психическое развитие ребенка происходит не хаотично, есть определенные закономерности. Знание этих закономерностей дает возможность родителям помочь ребенку сформировать определенные черты психики, преодолеть возрастные кризисы развития.

 

 

   Согласно Эрику Эриксону, одному из основоположников возрастной психологии, человек в течение жизни проходит 8 стадий развития личности, каждая стадия  наступает в определенное время и сопровождается возрастным кризисом. В зависимости от того, как человек проходит ту или иную стадию, формируется определенные черты психики.

Вот эти стадии:

Стадии развития личности

Возраст, лет

Позитивный или негативный итог прохождения стадии

1 стадия

0-1

Доверие или недоверие

2 стадия

2 - 3

Самостоятельность или нерешительность

3 стадия

4 - 5

Предприимчивость или чувство вины

4 стадия

6 - 11

Умелость или неполноценность

5 стадия

12 - 20

Идентификация личности или спутанность ролей

6 стадия

20 - 25

Ранняя зрелость. Интимность или изоляция

7 стадия

26 - 64

Средняя зрелость. Продуктивность или инертность

8 стадия

От 65 лет

Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

  Любая последующая стадия накладывается на предыдущую. От опыта прохождения первой стадии зависит прохождение следующих стадий, а в конченом счете вся психическая жизнь человека. Насколько он будет счастлив или несчастлив в этом мире.

   Нас в первую очередь, как родителей, интересуют вопросы развития маленького ребенка. Поэтому разберем более подробно первые  стадии развития психики.

1 стадия. Формируется доверие или недоверие к миру.

Стадия включает первый год жизни ребенка. Это период адаптации малыша к миру, ребенок впитывает в себя окружающий мир. На этой стадии, как и на других, есть 2 пути развития: негативный и позитивный.

Позитивный путь развития

   Психика малыша развивается по этому пути, если младенец получает все, что хочет, когда он любим и его принимают во всех его проявлениях. Он еще не умеет капризничать. Потребности ребенка максимально быстро удовлетворяются:  мама бежит по первому писку, носит на руках, кормит грудью по требованию, играет, разговаривает с малышом и пр.

Итог позитивного пути: Я любим! Формируется знание, что миру и людям вокруг можно доверять. Люди достойны любви, мир безопасен и удобен. Вырабатывается способность устанавливать близкие, теплые отношения с другими людьми.

Негативный путь

Ребенок не получает должного ухода, испытывает дискомфорт. Мама «не приучает ребенка к рукам», применяет метод воспитания «поплачет и перестанет», отлучается от малыша по своим делам. Нет сильной эмоциональной связи мать-ребенок. У ребенка нет чувства безопасности и комфортности окружающего мира.

Итог негативного пути: Я отвергаем! У ребенка вырабатывается недоверие, мир для него не безопасен. В течение всей жизни проявляется подсознательная подозрительность к людям, тяжело им доверять, строить близкие, пессимизм. Частые проявления психосоматических заболеваний.

2 стадия. Формируется самостоятельность или нерешительность.

   Стадия включает второй и третий год жизни ребенка. Ребенок активно вторгается в мир, начинает ходить, решаются новые задачи развития. Он учится лазать, подниматься и спускаться, осваивает множество новых движений. Малыш наслаждается своими новыми умениями и стремится все делать сам.

Позитивный путь развития

Ребенку разрешают делать то, что он в состоянии, не ограничивают его активность, поощряют его самостоятельность.

Итог позитивного пути: У ребенка появляется самостоятельность, вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, окружающей средой. Ребенок чувствует: «Я владею своим телом и люблю его! Я умею контролировать свое тело!»

Негативный путь

Родители ограничивают действия детей, нетерпеливы и стремятся все сделать за ребенка. Так быстрее и проще.  Стыдят ребенка за «несчастные случаи».

Итог негативного пути: У ребенка закрепляется нерешительность, неуверенность в своих способностях, чувство стыда перед другими людьми.  Свой гнев ребенок часто направляет на себя, желая исчезнуть.  Закладываются основы скованности поведения, малой общительности, низкой самооценки.  Чувства ребенка: «Мое тело плохое и сам я плохой! Я должен тщательно контролировать все, что я делаю!»

3 стадия. Формируется предприимчивость или чувство вины.

   Стадия включает четвертый и пятый год жизни ребенка. У ребенка сильно выражен познавательный аспект развития.  Формируются первые представления, каким он может стать человеком. Определяет границы дозволенного.

Позитивный путь развития

Поощряются инициативы ребенка. Родители готовы подробно отвечать на его вопросы. Взрослые готовы вступать в сотрудничество с ребенком, когда малыш помогает родителям (совместное мытье посуды, починка шкафа и пр.)

Итог позитивного пути: У ребенка вырабатывается предприимчивость, возникает чувство товарищества. Общность: мы - вместе! Появляется способность к самонаблюдению и самоуправлению. Ребенок чувствует: «Я могу делать много удивительных вещей! Иногда мои возможности кажутся волшебными!»

Негативный путь

Родители показывают, что игры вредны, утомительны, нежелательны.  Дают понять, что вопросы ребенка назойливы, фантазии бестолковы, наказывают за незначительные проступки.

Итог негативного пути: Ребенок начинает чувствовать себя виноватым, проносит это чувство через всю жизнь. Переживает сильно неудачи. Чувства ребенка: «Я бываю таким ужасным!  Другие люди так сердятся на меня за то, что я делаю, что готовы меня уничтожить!»

  Развитие психики ребенка -  это строительство дома. Каждая новая стадия базируется на предыдущих. Поэтому на каждой стадии велика ответственность родителей за свое поведение, за воспитание малыша!

   Мамы и папы! В нашей власти сделать этот дом прочным и надежным на всю жизнь или шатким и опасным. Выбор за вами!

18 Февраля 2015 г.                Автор: Черепанова Екатерина, психолог,

                                                 консультант по грудному вскармливанию.